«Пакет Яровой»
Первое, что вспомнит каждый — конечно же, «пакет Яровой». Операторы связи теперь обязаны хранить метаданные пользователей до 3-х лет (весь трафик тоже, правда, всего до 6 месяцев). Оплачивать расходы обязали сами телекоммуникационные компании.
По оценкам самих операторов, это «миссия невыполнима» — 5-9 миллионов терабайт данных требуют строительства дополнительной инфраструктуры стоимостью в миллиарды долларов. Все мы запомним бурную реакцию общественности на принятый законопроект.
Блокировка известных интернет-ресурсов
Роскомнадзор существует с 2008 года, однако 2016-ый все запомнят по ряду громких и порой неожиданных «закрытий» — в топе, конечно, социальная сеть LinkedIn.
Интересна реакция самих «заблокированных» в 2016-ом — компании не упускали шанса обыграть это события в маркетинговых целях. Все помнят, как Pornhub наградил всех российских пользователей премиальным доступом к сайту, а Rutracker открыто вышел на тропу войны — упразднив политику закрытия раздач по требованию правообладателей.
«Налог на Google»
Коротко суть — продажа зарубежными компаниями цифрового контента российским пользователям теперь облагается НДС. Самые близкие потребителю сегменты — магазины цифрового контента (ПО, игр, фильмов, музыки), а также SaaS-сервисы, доступные по подписке. Эксперты ожидают удорожания стоимости товаров и услуг.
Право на забвение
Закон действует с 1 января 2016-го и обязывает поисковые системы по заявлению гражданина удалять из результатов поиска «ссылок на незаконную, недостоверную или неактуальную информацию о заявителе». Что важно — без решения суда.
Инициатива государства незамедлительно встретила бурю возмущения самих поисковых систем — в частности, они заявляли, что не смогут проверять достоверность информации, на которую подает жалобу заявитель. Яндекс в своем блоге опубликовал подробный анализ ситуации.
Что интересно, схожая тенденция имеет место быть не только в нашей стране. Так газета The Guardian недавно обвинила Google в неполиткорректности — всему виной функция автоподстановки, на первых строчках выводившая запрос «а был ли холокост на самом деле». В итоге поисковик был вынужден поменять результаты выдачи в США, Великобритании и других англоговорящих странах.
Банкротство Wikimart
Одним из наиболее печальных событий стала весть о банкротстве Wikimart — российского онлайн-гипермаркета. Сооснователь компании Максим Фалдин на своей странице в Facebook опубликовал прощальное письмо, где рассказал об обстановке внутри компании.
Покупка Delivery Club
Сервис поиска и доставки еды был приобретен Mail.Ru Group за 100 миллионов долларов. Основная часть суммы уже выплачена нынешнему владельцу, оставшаяся будет выплачена в начале 2017-го года.
Покупка MSQRD
Белорусский стартап, приложение с «живыми» фотофильтрами в реальном времени, сначала стал успешным в iTunes, а затем вызвал интерес самого Facebook. В итоге Facebook приобрел команду Masquerade Technologies.
Сумма сделки не разглашается, эксперты расходятся во мнении — кто-то говорит о сумме в 150 миллионах долларов, другие утверждают, что команда «не получила никаких денег» — и речь идет только о хороших зарплатах и возможности развивать свой проект для аудитории социальной сети.
Атаки на финсектор
Начало декабря запомнилось новостями о готовящихся кибератаках на российские банки. По мнению некоторых источников, что это была спланированная Западом акция, целью которой должно было стать провоцирование паники вкладчиков и как следствие крах российского банковского сектора.
По заключению экспертов, за атаками стояли три хакерские группы: Corkow, Carbanak и Buhtrap. В российских СМИ атаку считают несостоявшейся.
Утечка паролей
Ежегодно появляются новости об очередной массовой утечке персональных данных пользователей — 2016 год не стал исключением.
Наиболее громкие «дела»: 100 миллионов украденных учетных записей пользователей Rambler, 100 миллионов аккаунтов VK.com, которые затем были выставлены на продажу за 1 биткоин, а также порядка 25 миллионов игровых аккаунтов с сервисов Mail.ru.
Взрывающийся Galaxy Note 7
Настоящим мемом уходящего года стал Samsung Galaxy Note 7, который из-за проблем с аккумулятором имел свойство взрываться в самые неподходящие моменты.
Авиакомпании многих стран запретили проносить устройство данной модели на борт самолета — а Samsung сделал ответный шаг: открыл пункты обмена взрывоопасных смартфонов непосредственно в аэропортах.
Apple Pay в России
Бесконтактные платежи пришли в Россию, а вместе с Apple Pay начали появляться и аналоги конкурентов. Поддержку Apple Pay поспешил внедрить прогрессивный финтех-сектор — на данный момент технологию поддерживают 12 российских банков и платежных систем (Яндекс.Деньги).
Экспансия китайских смартфонов
Если в начале года СМИ пренебрежительно говорили о крайне малой доле китайских производителей на российском рынке — уже к середине 2016-го ситуация в корне поменялась.
В марте начались разговоры об «историческом максимуме» — свою популярность доступные китайские устройства снискали во многом «благодаря» падению уровня жизни россиян. И агрессивным маркетинговым кампаниям.
Нейроэксперименты Google
Интеллектуальные алгоритмы, которые изначально работали над распознаванием рукописного текста, нашли и другие применения.
Так настоящим хитом интернета стал проект Deep Dream — те самые абсурдные «картины», синтезированные из первоначального фото и десятков других изображений.
Нейросеть Google не уставала выдавать очередные «чудеса» — система научилась находить закономерности в стиле известных художников и симулировать выбранный стиль на любом фото. Или распознавать объекты на небрежных рисунках от руки. Для «нейроэкспериментов» был создан специальный сайт, а сами они дали импульс другим замечательным проектам. Что примечательно, в самых разных областях — от улучшения поисковых алгоритмов до систематизации звуков, издаваемых птицами.
Prisma
Приложение, которое возможностями нейросетей обрабатывает фотографии в стиле известных художников, стало одним из главных открытий 2016 года. Запуск состоялся 11 июня, а 1 августа количество обработанных фото составило 1 миллиард. Приложение стало настоящим вирусным прорывом.
В конце года изменило концепцию — добавив функции социальной сети. Будущее приложения пока не ясно — интерес к нему угас так же стремительно, как и вспыхнул.
Pokemon Go
Несомненно, самая успешная реализация AR-игр за всë время — Pokemon Go была обречена на успех еще до выхода. В первые три дня после официального релиза акции Nintendo взлетели более, чем на 50% (капитализация компании составила 30 миллиардов долларов).
Игра продемонстрировала рекорды вовлеченности не только в плане внутриигровых транзакций и продолжительности сессии, но и в буквальном смысле — тема «безумных» игроков, которые забывали, что находятся в реальном мире, стала излюбленной спекуляцией СМИ на популярности игры.
Conversational interfaces и чат-боты
Летом всех охватила мания чат-ботов. Фундамент был заложен раньше — на руку тренду сыграло повсеместное распространение мобильных мессенджеров, в том числе как официальных каналов коммуникации компаний с клиентами.
Первой российской компанией, сделавшей шаг в сторону нового веяния, стал банк «Открытие» — бот в Facebook Messenger умел отвечать на простые вопросы пользователей.
Явление сотрясло рунет, ботов стали запускать все без исключения — не ради улучшения сервиса, так хотя бы затем, чтобы не отставать от тренда. Однако вскоре тренд пошел на спад — компании протестировали новый канал коммуникации и, вероятно, пришли к выводу, что он не является более удобной заменой мобильным приложениям или «живым» консультантам.
Social Commerce
О социальной коммерции начали говорить лет 7 назад (в западных изданиях ее иногда называют f-commerce, от “Facebook”). Поддержка со стороны самих соцсетей началась в 2015-ом — элементы интернет-магазинов внедрили Facebook, Instagram, Pinterest
В 2016 году друг за другом последовали два знаковых события — Facebook и ВКонтакте запустили схожие функции маркетплейса. Обе социальные сети представили миру совмещенные доску объявлений и интернет-магазин, где каждый пользователь мог продать что-нибудь ненужное.
«Цепные» SMM-вирусы
Российские компании окончательно освоились в социальных медиа. Если прошлые годы венчали «SMM-провалы», то этот украшают SMM-вирусы — тренды, которые крупные компании мгновенно подхватывали и делали сверхпопулярными.
Сюда можно отнести вирусы «шлакоблокунь», «вжух», «расстанься с не Вестой» и даже победу Дональда Трампа на выборах в США.
Год был «неровным» во всех смыслах — от геополитики и экономики до digital. Однако при всем этом — крайне живым и разнообразным: мы могли наблюдать становление нескольких многообещающих технологий, которые предопределят дальнейшее развитие цифровых коммуникаций. Как бы там ни было, можно утверждать одно: год запомнится. Ждем, чем нас удивит следующий — кто знает, может, это нам с вами посчастливится удивлять.
Источник: http://www.sostav.ru/publication/digital-itogi-chem-zapomnilsya-2016-25114.html
x
x